Добрый вечер,
Я бы вновь хотел бы поговорить с вами о кино, о котором интересно говорить и о котором, действительно, есть что сказать. Сегодня я опишу свои мысли по поводу фильма Алехандро Аменабара "Агора" (2009). Этот фильм стал для меня одним из самых глубоких и важных за последние годы.
Чем меня сразу покорил этот фильм? Наверно, в первую очередь выбором исторической эпохи. Светлая античность, которая столько и стольких дала человечеству. Правда, в картине эта самая античность уже на излете (действие происходит в Римской Империи, в городе Александрия - 391-415 года н.э.). Язычники (как пренебрежительно называли христиане тех, кто верил во многих богов) были вынуждены "защищать" свою веру. Мечом и кровью. От христиан, которые точно так же "защищали" свои убеждения. В то время вера в Христа не так давно перестала быть под запретом и набирала популярность среди несведущих масс, которые покупались на различные трюки, типа прохождения через огонь, тут же объявлявшиеся чудесами. Античность, для которой характерна гармония, о чем не раз упоминается в фильме, не смогла больше отвечать на все вопросы времени. Какая может быть гармония в мире, где есть рабы и есть господа? В итоге зов свободы победил горечь оскорбления, и Александрийская библиотека была разгромлена (в реальности это произошло не сразу и намного позже, чем в фильме, но все же). Эти сцены погромов - самые трогающие за живое наряду с последними кадрами, где пароволаны издеваются над нагой Гипатией.
Вообще, грубо говоря, в то время христианство представляло собой довольно простенький комплекс убеждений для, по сути, убогих людей. Да, тысячи людей имели быть право свободными, но какое право они имели врываться в место, где, действительно, хранилась значительная часть мудрости человечества? Они не имели такого права, но вряд ли понимали это.
Но обратимся к героям, поскольку они яснее всего остального выявят на себе все самое главное в картине.
Гипатия.
Одна из самых гениальных женщин за всю человеческую историю. Человек, который говорил: "Я верю в философию" и погиб за свои убеждения. Она не оставила нам ни одной своей работы (написанной достоверно ею), но со всей очевидностью оставила свой след в математике, астрономии, философии. Она верила в разум и понимала, что вера зачастую используется для порабощения дураков и политических игр. Не зря в фильме Арест, уже ставший префектом, говорит после нападения параволанов на евреев: "Неужели мы не изменились?" Он имеет в виду, что христиане, победив язычников, увидели новых врагов в евреях и боролись с ними теми же методами для достижения тех же целей. Потом же он обвинит епископа Александрии Кирилла в том, что тот играет словами из Священного писания себе в угоду.
Сама же Гипатия всегда выступала против насилия и религиозных распрей. Она была увлечена наукой и во всем, в человеке или Вселенной, неважно, стремилась видеть гармонию. В том и была суть античности в общих чертах: Бог тебе дан, чтобы соответствовать ему, быть как он (в этом смысле Давос, сравнивающий с себя с Христом и называющий себя христианином, - античный человек до мозга костей). Христианство же устами одного из пароволанов гласит следующее: "Как можно ставить себя наравне с Богом? Мы всего лишь рабы Его и должны служить Ему". Зов свободы быстро сменился служением другому господину. Только в перерывах между этим служением можно резать "неверных" по причине различных "оскорблений". Гипатия все это слишком хорошо понимала (даже предательство своих учеников, которые извратили то, чему она их учила), возможно, поэтому Аменабар немного изменил ее смерть. В реальности на Гипатию напали, а в фильме она фактически сама идет навстречу смерти.
Самая главная фраза фильма: "Я верю в философию". И философию здесь нужно понимать, прежде всего, как здравый смысл, который побеждает любую ангажированность (в том числе и религиозную). Зачем кого-то резать за свою веру, когда можно общаться с Богом (в самом общем смысле) путем разгадывания его тайн мироздания (в случае Гипатии - движения Земли и других планет вокруг Солнца). Гипатия показывает нам, что все, в принципе верят в одно и то же, а потому главный вопрос не "Что?", а "Как?" Вот такое торжество этики, которое у Гипатии проявилось в ее целомудрии и благочестии. Не зря некоторые считают, что она является одним из прообразов христианской мученицы Екатерины Александрийской, чья судьба очень похожа судьбу античной женщины-философа.
Давос.
Второй главный герой (все остальные, даже Арест, - второстепенные). В начале мы видим его как раба семьи Гипатии. Он очень смышлен и, слушая наставления Гипатии, делает из них намного больше выводов, чем ее ученики. Несвобода угнетает его, поэтому он приходит к христианству. Для него это не мода и даже не бунт. Он по-настоящему верит. Верит в чудо. Верит в прощение Христа. Его вера постоянно подвергается сомнениям, главное из которых - Гипатия. Иногда кажется, что она и есть его Бог, а христианство лишь попытка убежать от нее. В его понимании она - идеал, совершенство, святость. Давос, безусловно, любит свою госпожу, однако и его любовь, как и его вера, преодолевает испытания. Но не может до конца сделать этого. В какой-то момент он покидает ее и идет громить античных божеств вместе с остальными. Он ломается, не выдерживает груза осознания себя и времени. Давос понимает, что ошибается (и ответ Аммония на его вопрос об ошибочности их действий только подтверждает это). Он уходит из пароволанов, но перед этим убивает Гипатию, не из-за ненависти, и даже не из-за любви, но из-за милосердия (опять историческая неточность - художественное преувеличение Аменабара).
Так христианство пришло на смену античному пантеону богов. Можно занимать различные позиции и считать, что показанное в фильме - недостоверно, однако, на мой взгляд, основные моменты отражены верно. Нет, я не настолько хорошо знаю историю, просто ощущение с Аменабаром у меня сходное. Вот и все.
В фильме наглядно показано, как религия завоевывала популярность: с помощью мечей, камней и популистских речей да хитрых политических маневров. Мы видим, за что и при каких обстоятельствах людей делали мучениками или святыми (в частности Аммония, а впоследствии и Кирилла). Мы видим всю изнанку исторического процесса и подходим вплотную к самому важному. Историю делают не личности (и Гипатия здесь лишь печальный пример), история течет сама по себе, произвольно меняя вектор. Что-то типа Абсолютного Духа по Гегелю. Просто в какой-то момент эпоха начала осмысливать себя по-другому и парадигма сменилась. Античность кончилась, и человечество захлестнуло волной христианства. Нет, это не значит, что одно время, одно мышление было лучше другого. В каком-то смысле античность со своей верой во многих богов даже лучше, поскольку развивает плюральность мышления в отличие от христианства с его нарочитой тотальностью. Просто одна эпоха сменила другую. Вот просто так, без всяких причин. А все исторические факты, события и тем более личности - уже следствия этих волн, этих сдвигов в истории и в человеческих головах. Вот чему нас учит Аменабар и вот за что я ценю эту картину.
Плюсы: тема, нестандартный взгляд, актеры, качественная съемка.
Минусы: не всем может понравиться, с какой точки зрения здесь представлено христианство.
Моя оценка: 10/10.
Ссылка на КиноПоиске:
https://www.kinopoisk.ru/film/405952/
Трейлер:
Я бы вновь хотел бы поговорить с вами о кино, о котором интересно говорить и о котором, действительно, есть что сказать. Сегодня я опишу свои мысли по поводу фильма Алехандро Аменабара "Агора" (2009). Этот фильм стал для меня одним из самых глубоких и важных за последние годы.
Чем меня сразу покорил этот фильм? Наверно, в первую очередь выбором исторической эпохи. Светлая античность, которая столько и стольких дала человечеству. Правда, в картине эта самая античность уже на излете (действие происходит в Римской Империи, в городе Александрия - 391-415 года н.э.). Язычники (как пренебрежительно называли христиане тех, кто верил во многих богов) были вынуждены "защищать" свою веру. Мечом и кровью. От христиан, которые точно так же "защищали" свои убеждения. В то время вера в Христа не так давно перестала быть под запретом и набирала популярность среди несведущих масс, которые покупались на различные трюки, типа прохождения через огонь, тут же объявлявшиеся чудесами. Античность, для которой характерна гармония, о чем не раз упоминается в фильме, не смогла больше отвечать на все вопросы времени. Какая может быть гармония в мире, где есть рабы и есть господа? В итоге зов свободы победил горечь оскорбления, и Александрийская библиотека была разгромлена (в реальности это произошло не сразу и намного позже, чем в фильме, но все же). Эти сцены погромов - самые трогающие за живое наряду с последними кадрами, где пароволаны издеваются над нагой Гипатией.
Вообще, грубо говоря, в то время христианство представляло собой довольно простенький комплекс убеждений для, по сути, убогих людей. Да, тысячи людей имели быть право свободными, но какое право они имели врываться в место, где, действительно, хранилась значительная часть мудрости человечества? Они не имели такого права, но вряд ли понимали это.
Но обратимся к героям, поскольку они яснее всего остального выявят на себе все самое главное в картине.
Гипатия.
Одна из самых гениальных женщин за всю человеческую историю. Человек, который говорил: "Я верю в философию" и погиб за свои убеждения. Она не оставила нам ни одной своей работы (написанной достоверно ею), но со всей очевидностью оставила свой след в математике, астрономии, философии. Она верила в разум и понимала, что вера зачастую используется для порабощения дураков и политических игр. Не зря в фильме Арест, уже ставший префектом, говорит после нападения параволанов на евреев: "Неужели мы не изменились?" Он имеет в виду, что христиане, победив язычников, увидели новых врагов в евреях и боролись с ними теми же методами для достижения тех же целей. Потом же он обвинит епископа Александрии Кирилла в том, что тот играет словами из Священного писания себе в угоду.
Сама же Гипатия всегда выступала против насилия и религиозных распрей. Она была увлечена наукой и во всем, в человеке или Вселенной, неважно, стремилась видеть гармонию. В том и была суть античности в общих чертах: Бог тебе дан, чтобы соответствовать ему, быть как он (в этом смысле Давос, сравнивающий с себя с Христом и называющий себя христианином, - античный человек до мозга костей). Христианство же устами одного из пароволанов гласит следующее: "Как можно ставить себя наравне с Богом? Мы всего лишь рабы Его и должны служить Ему". Зов свободы быстро сменился служением другому господину. Только в перерывах между этим служением можно резать "неверных" по причине различных "оскорблений". Гипатия все это слишком хорошо понимала (даже предательство своих учеников, которые извратили то, чему она их учила), возможно, поэтому Аменабар немного изменил ее смерть. В реальности на Гипатию напали, а в фильме она фактически сама идет навстречу смерти.
Самая главная фраза фильма: "Я верю в философию". И философию здесь нужно понимать, прежде всего, как здравый смысл, который побеждает любую ангажированность (в том числе и религиозную). Зачем кого-то резать за свою веру, когда можно общаться с Богом (в самом общем смысле) путем разгадывания его тайн мироздания (в случае Гипатии - движения Земли и других планет вокруг Солнца). Гипатия показывает нам, что все, в принципе верят в одно и то же, а потому главный вопрос не "Что?", а "Как?" Вот такое торжество этики, которое у Гипатии проявилось в ее целомудрии и благочестии. Не зря некоторые считают, что она является одним из прообразов христианской мученицы Екатерины Александрийской, чья судьба очень похожа судьбу античной женщины-философа.
Давос.
Второй главный герой (все остальные, даже Арест, - второстепенные). В начале мы видим его как раба семьи Гипатии. Он очень смышлен и, слушая наставления Гипатии, делает из них намного больше выводов, чем ее ученики. Несвобода угнетает его, поэтому он приходит к христианству. Для него это не мода и даже не бунт. Он по-настоящему верит. Верит в чудо. Верит в прощение Христа. Его вера постоянно подвергается сомнениям, главное из которых - Гипатия. Иногда кажется, что она и есть его Бог, а христианство лишь попытка убежать от нее. В его понимании она - идеал, совершенство, святость. Давос, безусловно, любит свою госпожу, однако и его любовь, как и его вера, преодолевает испытания. Но не может до конца сделать этого. В какой-то момент он покидает ее и идет громить античных божеств вместе с остальными. Он ломается, не выдерживает груза осознания себя и времени. Давос понимает, что ошибается (и ответ Аммония на его вопрос об ошибочности их действий только подтверждает это). Он уходит из пароволанов, но перед этим убивает Гипатию, не из-за ненависти, и даже не из-за любви, но из-за милосердия (опять историческая неточность - художественное преувеличение Аменабара).
Так христианство пришло на смену античному пантеону богов. Можно занимать различные позиции и считать, что показанное в фильме - недостоверно, однако, на мой взгляд, основные моменты отражены верно. Нет, я не настолько хорошо знаю историю, просто ощущение с Аменабаром у меня сходное. Вот и все.
В фильме наглядно показано, как религия завоевывала популярность: с помощью мечей, камней и популистских речей да хитрых политических маневров. Мы видим, за что и при каких обстоятельствах людей делали мучениками или святыми (в частности Аммония, а впоследствии и Кирилла). Мы видим всю изнанку исторического процесса и подходим вплотную к самому важному. Историю делают не личности (и Гипатия здесь лишь печальный пример), история течет сама по себе, произвольно меняя вектор. Что-то типа Абсолютного Духа по Гегелю. Просто в какой-то момент эпоха начала осмысливать себя по-другому и парадигма сменилась. Античность кончилась, и человечество захлестнуло волной христианства. Нет, это не значит, что одно время, одно мышление было лучше другого. В каком-то смысле античность со своей верой во многих богов даже лучше, поскольку развивает плюральность мышления в отличие от христианства с его нарочитой тотальностью. Просто одна эпоха сменила другую. Вот просто так, без всяких причин. А все исторические факты, события и тем более личности - уже следствия этих волн, этих сдвигов в истории и в человеческих головах. Вот чему нас учит Аменабар и вот за что я ценю эту картину.
Плюсы: тема, нестандартный взгляд, актеры, качественная съемка.
Минусы: не всем может понравиться, с какой точки зрения здесь представлено христианство.
Моя оценка: 10/10.
Ссылка на КиноПоиске:
https://www.kinopoisk.ru/film/405952/
Трейлер:
Комментариев нет:
Отправить комментарий