воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Следуя ходу времени, но двигаясь против волн истории

Добрый вечер,

Я бы вновь хотел бы поговорить с вами о кино, о котором интересно говорить и о котором, действительно, есть что сказать. Сегодня я опишу свои мысли по поводу фильма Алехандро Аменабара "Агора" (2009). Этот фильм  стал для меня одним из самых глубоких и важных за последние годы.



Чем меня сразу покорил этот фильм? Наверно, в первую очередь выбором исторической эпохи. Светлая античность, которая столько и стольких дала человечеству. Правда, в картине эта самая античность уже на излете (действие происходит в Римской Империи, в городе Александрия - 391-415 года н.э.). Язычники (как пренебрежительно называли христиане тех, кто верил во многих богов) были вынуждены "защищать" свою веру. Мечом и кровью. От христиан, которые точно так же "защищали" свои убеждения. В то время вера в Христа не так давно перестала быть под запретом и набирала популярность среди несведущих масс, которые покупались на различные трюки, типа прохождения через огонь, тут же объявлявшиеся чудесами. Античность, для которой характерна гармония, о чем не раз упоминается в фильме, не смогла больше отвечать на все вопросы времени. Какая может быть гармония в мире, где есть рабы и есть господа? В итоге зов свободы победил горечь оскорбления, и Александрийская библиотека была разгромлена (в реальности это произошло не сразу и намного позже, чем в фильме, но все же). Эти сцены погромов - самые трогающие за живое наряду с последними кадрами, где пароволаны издеваются над нагой Гипатией.



Вообще, грубо говоря, в то время христианство представляло собой довольно простенький комплекс убеждений для, по сути, убогих людей. Да, тысячи людей имели быть право свободными, но какое право они имели врываться в место, где, действительно, хранилась значительная часть мудрости человечества? Они не имели такого права, но вряд ли понимали это.

Но обратимся к героям, поскольку они яснее всего остального выявят на себе все самое главное в картине.



Гипатия.
Одна из самых гениальных женщин за всю человеческую историю. Человек, который говорил: "Я верю в философию" и погиб за свои убеждения. Она не оставила нам ни одной своей работы (написанной достоверно ею), но со всей очевидностью оставила свой след в математике, астрономии, философии. Она верила в разум и понимала, что вера зачастую используется для порабощения дураков и политических игр. Не зря в фильме Арест, уже ставший префектом, говорит после нападения параволанов на евреев: "Неужели мы не изменились?" Он имеет в виду, что христиане, победив язычников, увидели новых врагов в евреях и боролись с ними теми же методами для достижения тех же целей. Потом же он обвинит епископа Александрии Кирилла в том, что тот играет словами из Священного писания себе в угоду.



Сама же Гипатия всегда выступала против насилия и религиозных распрей. Она была увлечена наукой и во всем, в человеке или Вселенной, неважно, стремилась видеть гармонию. В том и была суть античности в общих чертах: Бог тебе дан, чтобы соответствовать ему, быть как он (в этом смысле Давос, сравнивающий с себя с Христом и называющий себя христианином, - античный человек до мозга костей). Христианство же устами одного из пароволанов гласит следующее: "Как можно ставить себя наравне с Богом? Мы всего лишь рабы Его и должны служить Ему". Зов свободы быстро сменился служением другому господину. Только в перерывах между этим служением можно резать "неверных" по причине различных "оскорблений". Гипатия все это слишком хорошо понимала (даже предательство своих учеников, которые извратили то, чему она их учила), возможно, поэтому Аменабар немного изменил ее смерть. В реальности на Гипатию напали, а в фильме она фактически сама идет навстречу смерти.



Самая главная фраза фильма: "Я верю в философию". И философию здесь нужно понимать, прежде всего, как здравый смысл, который побеждает любую ангажированность (в том числе и религиозную). Зачем кого-то резать за свою веру, когда можно общаться с Богом (в самом общем смысле) путем разгадывания его тайн мироздания (в случае Гипатии - движения Земли и других планет вокруг Солнца). Гипатия показывает нам, что все, в принципе верят в одно и то же, а потому главный вопрос не "Что?", а "Как?" Вот такое торжество этики, которое у Гипатии проявилось в ее целомудрии и благочестии. Не зря некоторые считают, что она является одним из прообразов христианской мученицы Екатерины Александрийской, чья судьба очень похожа судьбу античной женщины-философа.



Давос.
Второй главный герой (все остальные, даже Арест, - второстепенные). В начале мы видим его как раба семьи Гипатии. Он очень смышлен и, слушая наставления Гипатии, делает из них намного больше выводов, чем ее ученики. Несвобода угнетает его, поэтому он приходит к христианству. Для него это не мода и даже не бунт. Он по-настоящему верит. Верит в чудо. Верит в прощение Христа. Его вера постоянно подвергается сомнениям, главное из которых - Гипатия. Иногда кажется, что она и есть его Бог, а христианство лишь попытка убежать от нее. В его понимании она - идеал, совершенство, святость. Давос, безусловно, любит свою госпожу, однако и его любовь, как и его вера, преодолевает испытания. Но не может до конца сделать этого. В какой-то момент он покидает ее и идет громить античных божеств вместе с остальными. Он ломается, не выдерживает груза осознания себя и времени. Давос понимает, что ошибается (и ответ Аммония на его вопрос об ошибочности их действий только подтверждает это). Он уходит из пароволанов, но перед этим убивает Гипатию, не из-за ненависти, и даже не из-за любви, но из-за милосердия (опять историческая неточность -  художественное преувеличение Аменабара).

Так христианство пришло на смену античному пантеону богов. Можно занимать различные позиции и считать, что показанное в фильме - недостоверно, однако, на мой взгляд, основные моменты отражены верно. Нет, я не настолько хорошо знаю историю, просто ощущение с Аменабаром у меня сходное. Вот и все.



В фильме наглядно показано, как религия завоевывала популярность: с помощью мечей, камней и популистских речей да хитрых политических маневров. Мы видим, за что и при каких обстоятельствах людей делали мучениками или святыми (в частности Аммония, а впоследствии и Кирилла). Мы видим всю изнанку исторического процесса и подходим вплотную к самому важному. Историю делают не личности (и Гипатия здесь лишь печальный пример), история течет сама по себе, произвольно меняя вектор. Что-то типа Абсолютного Духа по Гегелю. Просто в какой-то момент эпоха начала осмысливать себя по-другому и парадигма сменилась. Античность кончилась, и человечество захлестнуло волной христианства. Нет, это не значит, что одно время, одно мышление было лучше другого. В каком-то смысле античность со своей верой во многих богов даже лучше, поскольку развивает плюральность мышления в отличие от христианства с его нарочитой тотальностью. Просто одна эпоха сменила другую. Вот просто так, без всяких причин. А все исторические факты, события и тем более личности - уже следствия этих волн, этих сдвигов в истории и в человеческих головах. Вот чему нас учит Аменабар и вот за что я ценю эту картину.

Плюсы: тема, нестандартный взгляд, актеры, качественная съемка.

Минусы: не всем может понравиться, с какой точки зрения здесь представлено христианство.

Моя оценка: 10/10.

Ссылка на КиноПоиске:

                                               https://www.kinopoisk.ru/film/405952/

Трейлер:

                                                                                     

суббота, 3 декабря 2016 г.

Тот, кто проигрывает в войне, проигрывает и в любви

Доброго дня,

Сегодня объектом исследования этого отзыва станет фильм Сола Дибба "Французская сюита" (2015).



Сначала расскажу, чем привлек фильм. Красивый постер (немного стыдно признаваться) и Мишель Уильямс, которую очень люблю и считаю недооцененной актрисой (лучших ролей она еще не сыграла, если не брать в расчет этот фильм). Если углубляться дальше, то можно обнаружить здесь и других небезызвестных людей: Кристин Скотт Томас (самая известная работа - "Английский пациент"), Маттиас Шонартс ( "Вдали от обезумевшей толпы"), Марго Робби ("Волк с Уолл-Стрит", "Фокус", "Отряд самоубийц"), Сэм Райли ("Византия", "На дороге"), а также самого режиссера, который снял, на мой взгляд, очень и очень недурную "Герцогиню".

Итак, казалось бы обычный фильм про войну (которых я терпеть не могу), но не все так просто. Да, тема любви к врагу (а вернее, предательства и коллаборационизма, стокгольмского синдрома) уже, наверно, избита, однако здесь это смотрится не только органично, но и безумно увлекательно.



Франция времен только что подписанной капитуляции перед фашистами. Маленький городок Бюсси в сельской местности. Зажиточная семья арендодателей по фамилии Энжели. Сначала мы видим, что здесь никто не воспринимает войну всерьез. Только аренду Люсиль (главная героиня) и ее свекрови становится собирать все сложнее, поскольку практически нигде не осталось мужчин, ушедших на фронт, и работают, в основном, женщины. Мадам Энжели очень практична, жестка и самоуверенна. Даже во время войны она умудряется наживаться, а живут они ничуть не хуже, чем в мирное время. Люсиль напротив - очень тихая, застенчивая и скромная. Вместе с тем, она не упустит момента с кем-нибудь поговорить и при необходимости помочь. Ее муж Гастон на фронте, и ей приходится в одиночку справляться со всеми трудностями войны. Если в начале фильма она видится довольно инфантильной барышней, то в конце Люсиль предстает образцом мужества и духа. Нет, она не становится, как свекровь, она все такая же, но вместе с тем уже по-настоящему взрослая.

И вот в один "прекрасный" день в Бюсси приходит немецкий полк. Они останавливаются на время до дальнейших указаний. Солдат и офицеров размещают в домах фермеров и горожан. В доме Энжели будет жить лейтенант Бруно фон Фальк. Вот тут-то все и начинается.



Люсиль, конечно же, война в тягость. Ей хочется жить обычной жизнью. В фильме из ее уст звучат слова: "И во время войны кто-то должен жить нормальной жизнью". Всем хочется петь, пить, танцевать и любить. В общем, Люсиль и Бруно влюбляются. И нет, это не смотрится как пошлость. Два одиночества, совершенно выпадающих из исторического действия, которым абсолютно чужда война, вдруг соединяются. Их сближает любовь к музыке, поскольку она играет на рояле и разбирается в музыке, а он до войны был композитором. Они на какой-то миг увлекаются чувством друг к другу, но это не может продолжаться долго. Ведь немцы враги. Трудно быть счастливым, когда рядом твоих сограждан притесняют и заставляют страдать. И именно здесь ключевым персонажем является фермер Бенуа. Не будем углубляться в его историю, но именно он привнес какой-то реализм в мировоззрение Люсиль.



История и война захлестнули романтику. Она поняла, что немцы - враги, что они две нации, находящиеся в состоянии войны. Бенуа разыскивают по всему городу за убийство немецкого офицера, и прячет его у себя ни кто иная, как Люсиль. А Бруно, живущий у них, обо всем догадывается (Бенуа выдает дешевый табак, которым пахнет в доме). Сначала мы не понимаем этого. Когда он приходит к ним домой с солдатами для обыска, он говорит Люсиль: "Боюсь, ничего не выйдет". Не ясно, это обо отношениях или еще о чем-то. Но это было про Бенуа. Однако Фальк не может сдать Люсиль своему начальству, а она, в свою очередь, не боится его просить о каких-то одолжениях, чтобы помочь тем, кто в помощи нуждается. Она надевает на себя маску немецкой подстилки, но только так можно кому-то помочь. Даже во время войны нужно уметь договариваться.



Фильм ставит перед нами серьезнейшую этическую проблему. Возможна ли такая история любви? Что важнее: идеология или чувства? Можно ли одного человека обвинять в преступлениях всей нации? Вообще может ли существовать общечеловеческое измерение во время войны или все поделено на плохих и хороших?

Обычно войны наступают тогда, когда люди уже слабо различают, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя (эта концепция подробным образом развивается в последнем романе Дениса Драгунского). Так вот все это наверно так, но фильм (снятый по одноименному роману Ирэн Немировски, который в свою очередь опирается на реальные события) показывает нам, что даже во время войны остается не только белое и черное, но также и безумное буйство полутонов. Жизнь человека, а тем более его чувства нельзя загнать в рамки какой-то строго определенной концепции. Все это намного сложнее, чем мы думаем. Вот и Немировски показывает нам, что и в армии Вермахта были хорошие люди.



Это уже отдельная очень интересная тема для рассмотрения: как эти вроде бы неплохие люди все-таки делали неправильный выбор. В случае с Фальком, мне кажется все дело в воспитании (он из семьи военных, его трое братьев также служат). И все те, кто пишут, что в фильме Фальк получился слишком карикатурно правильным, не думают, что этот персонаж намного более глубок и трагичен, чем это может показаться на первый взгляд. Он переживает свою катастрофу, он пытается остаться человеком, композитором во время войны. И пытается сделать это, не потеряв лица, как говорится, с хорошей миной на лице. Он хочет любить, он хочет писать музыку, и не только грустную, но получается только грустная. И все заканчивается для него, видимо, не очень хорошо. Он расстреливает виконта по приказу и расстается с Люсиль. Но все-таки в последних кадрах фильма помогает Люсиль вывезти Бенуа в Париж, не глядя на то, что этот фермер только что убил двух немецких солдат на посту.



Тот, кто говорит, что концовка получилась смазанной (основной аргумент: роман остался недописанным), снова не правы. Концовка просто великолепна, бъет в самое сердце, хотя делает это мягко, и мы этого и не замечаем, но все равно остаемся под впечатлением. Вот эти последние касания Бруно и Люсиль (именно касания, потому что обняться у них не получается, так они оба взволнованы) сняты на грани гениальности.

Именно этим фильм и ценен. Романтика и война не перекрывают друг друга, а мирно уживаются. Бруно и Люсиль остаются по разные стороны баррикад (она в конце решается присоединиться к Сопротивлению), но продолжают любить друг друга. И между ними остается лишь музыка, которая в начале и соединила их. Именно этой полифоничностью фильм и прекрасен.



В конце хотелось бы немного сказать об авторе романа "Французская сюита" Ирэн Немировски. Она была еврейкой, родившейся в Российской Империи (сколько же Россия дала миру гениальных людей, хотя о большинстве их у нас  никто ничего не слышал), а после революции вместе с семьей оказавшейся во Франции. Чуть позже вышла замуж за состоятельного банкира и начала писать. Вскоре приобрела популярность. Была известна очень критичным отношением к своему народу (некоторые даже называли это антисемитизмом). В 1942 году была арестована и в скором времени погибла в Освенциме в газовой камере. С 1940 года и до самой смерти она писала "Французскую сюиту". 60 лет роман (правда, недописанный) хранился в архиве писательницы, пока одна из ее дочек Дениз не решилась разобрать вещи матери и не наткнулась на этот шедевр. Это, бесспорно, лучшая книга Немировски, если верить критикам (я, к сожалению, пока что еще не читал). Наверно, это самое настоящее чудо, что роман не только сохранился, но и дошел до нас. И можно только представить, что это за книга по силе, если фильм получился настолько впечатляющим.



Теперь я ясно понимаю, почему в дальнейшем буду пересматривать этот фильм. И дело не в красивом постере, и не в Мишель Уильямс (хотя она большая молодец), и даже не в сходстве с "Пианистом" (который, безусловно, гениален, но все-таки о другом). Нет, я преклоняюсь перед мужеством и духовным подвигом женщины, которая пережила то, что, скорее всего (и Слава Богу!), никогда не доведется пережить мне.

Плюсы: оригинальная постановка вопросов, музыка, игра актеров.

Минусы: Учитывая, что фильм про войну, картинка очень уж красивая, хотя для меня едва ли это минус.

Моя оценка: 10/10.


Ссылка на КиноПоиске:

                                                    https://www.kinopoisk.ru/film/462152/


Трейлер:

                                                           

Саундтрэк: